Этический кодекс
- Общие положения
- Медицинский работник и общество
- Права и обязанности сотрудников
- Медицинский работник и посетитель
- Взаимоотношения медицинских работников
- Врачебная тайна
- Уважение к профессии врача
- Заключительные положения Кодекса
- Источники
1. Общие положения
1.1 Кодекс профессиональной этики сотрудника (далее – Кодекс) является документом, определяющим совокупность этических норм и принципов поведения сотрудника при осуществлении им профессиональной деятельности, которых должны придерживаться все сотрудники лечебно-оздоровительного комплекса.
1.2 Жизнь и здоровье человека – главные, фундаментальные ценности. Деятельность сотрудника и медицинского работника направлена на их сохранение с момента зачатия и требует от него гуманного отношения к человеку, уважения к его личности, сочувствия и соучастия, доброжелательности, благотворительности и милосердия, терпеливости, взаимодоверия, порядочности и справедливости. Сотрудник должен помнить, что главный судья на его профессиональном пути – это, в первую очередь, совесть. Эти моральные принципы систематизированы в Этическом кодексе, с учетом положений о правах человека и Конвенциях о защите прав и достоинства человека.
1.3 Настоящий Кодекс определяет отношения между сотрудниками, обществом и пациентом, и направлен на обеспечение прав, достоинства, здоровья личности и общества в целом, а также определяет высокую моральную ответственность сотрудника перед обществом за свою деятельность. Этический кодекс регулирует межличностные отношения в организации, и придает моральный смысл совместной деятельности людей.
1.4 Главной задачей создания Этического кодекса является формирование положительного отношения к организации или профессии в обществе. Другой не менее важной задачей такого документа является помощь каждому сотруднику в коллективе в рамках «правильного» поведения по отношению к коллегам или/и клиентам.
2. Медицинский работник (сотрудник) и общество
2.1 Предметом особой заботы государства и общества являются обеспечение, сохранение жизни и здоровья граждан. Полноценная охрана здоровья народа и обеспечение условий, позволяющих ему достойно существовать и развиваться, являются критериями нравственной политики государства. В осуществлении этой социальной задачи большая роль принадлежит медицинскому работнику, его профессиональной деятельности и нравственной позиции.
2.2 Общество рассчитывает, что медицинский работник будет вкладывать все свои силы, знания и опыт в осуществляемую им профессиональную деятельность, беспристрастно и честно служить своему делу, своей Родине – Республике Казахстан.
2.3 В своей деятельности работника лечебно-оздоровительного комплекса «Салма Караван» руководствуется законодательством Республики Казахстан, в части прав граждан на охрану здоровья и медицинскую помощь, клятвой врача, принципами гуманизма и милосердия. Сотрудник исполняет свои обязанности с уважением к жизни, достоинству и личности каждого пациента на основе морально-этических принципов общества, исходя из этого Кодекса.
2.4 Главная цель профессиональной деятельности медицинского работника – сохранение жизни человека, проведение мероприятий по охране его здоровья, качественное оказание всех видов диагностической, профилактической, реабилитационной и паллиативной медицинской помощи.
2.5 Гуманные цели, которым служит врач, дают ему основание требовать законной защиты собственных морально-этических позиций и принципов, личного достоинства, материального обеспечения, создания надлежащих условий для осуществления профессиональной деятельности.
2.6 Медицинский работник имеет право на материальное вознаграждение за свой труд в установленном законом порядке, он должен защищать право на справедливую оценку и оплату своего труда со стороны государства, избегать унижений и финансовой дискриминации, работая в частных учреждениях и во время частной практики.
2.7 Врач своим профессионализмом, морально-этическими убеждениями, поведением в любых жизненных ситуациях, отношением к человеку и к выполнению профессиональных обязанностей должен быть достойным примером для своих коллег и других членов общества.
2.8 Медицинский работник имеет право активно участвовать в работе профессиональных объединений и ассоциаций, одновременно получая их защиту и поддержку. Врачебные объединения и ассоциации обязаны способствовать и оказывать каждому из своих членов помощь в соблюдении и отстаивании принципов высокого профессионализма, профессиональной независимости, нравственности, этики и деонтологии.
- Права и обязанности сотрудников
Сотрудник в своей деятельности должен:
- нести ответственность, в том числе и моральную, за обеспечение качественной и безопасной медицинской помощи в соответствии со своей квалификацией, должностными инструкциями и служебными обязанностями в пределах имеющихся ресурсов;
- оказывать медицинскую помощь любому человеку вне зависимости от пола, возраста, расовой и национальной принадлежности, места проживания, его социального статуса, религиозных и политических убеждений, а также иных немедицинских факторов;
- постоянно совершенствовать свои профессиональные знания и умения, навыки и эрудицию;
- прилагать все усилия для высокопрофессиональной работы, применять оптимальные и экономичные способы решения поставленных задач, бережно относиться к вверенной государственной собственности;
- соблюдать чистоту рядов медицинского сообщества, беспристрастно анализировать как ошибки своих коллег, так и свои собственные;
- препятствовать практике бесчестных и некомпетентных коллег, а также различного рода непрофессионалов, наносящих ущерб здоровью пациентов;
- своими действиями укреплять авторитет комплекса, защищать его интересы, не допускать действия дискредитации работников комплекса;
- обеспечивать соблюдение и защиту прав, свобод и законных интересов пациентов;
- способствовать укреплению единства работников комплекса и межнационального согласия;
- неукоснительно соблюдать трудовую дисциплину, добросовестно, беспристрастно и качественно исполнят свои служебные обязанности, эффективно использовать для этого свое рабочее время;
- своим отношением к делу и личным поведением, способствовать созданию устойчивой и позитивной морально-психологической обстановки в коллективе;
- соблюдать установленную форму одежды в период исполнения служебных обязанностей;
- учитывая роль медицинского работника в обществе, он должен поддерживать и принимать посильное участие в общественных мероприятиях, особенно тех, где пропагандируется здоровый образ жизни;
- в случае допущения медицинским работником ошибки или возникновения в результате его действий непредвиденных осложнений он обязан проинформировать об этом больного, старшего коллегу или руководителя подразделения, а при их отсутствии администрацию учреждения, в котором он работает, и немедленно направить свои действия на исправление негативных последствий, не ожидая указаний. При необходимости следует привлечь других специалистов, честно проинформировать их о сути ошибки или о возникших осложнениях;
- должен тщательным образом, анализировать допущенные ошибки и обсуждать их с коллегами и руководством, с целью предупреждения подобных случаев в клинической практике других врачей;
- при выполнении должностных обязанностей медицинский работник должен сохранять трезвость и не находиться под воздействием каких-либо средств, вызывающих стойкое пристрастие к ним;
- не допускать и пресекать факты нарушения норм служебной этики со стороны других работников;
- не допускать использование служебной информации в корыстных целях;
- медицинский работник не должен подвергать пациента неоправданному риску, а тем более использовать свои знания в негуманных целях. При выборе любого метода лечения – врач, прежде всего, должен руководствоваться заповедью «Non nocere!»;
- не допускать проявлений бюрократизма и волокиты при рассмотрении обращений, в установленные сроки принимать по ним необходимые меры;
- своими действиями и решениями не давать повода обоснованной критики со стороны общества, не допускать преследований за критику, терпимо относиться к ней, использовать конструктивную критику для устранения недостатков и улучшения своей профессиональной деятельности.
Медицинский работник (сотрудник) не вправе:
- использовать свои знания и возможности в негуманных целях;
- без достаточных оснований применять медицинские меры или отказывать в них;
- навязывать пациенту свои философские, религиозные и политические взгляды;
- наносить пациенту физический, нравственный или материальный ущерб ни намеренно, ни по небрежности, и безучастно относиться к действиям третьих лиц, причиняющих такой ущерб;
- Личные предубеждения медицинского работника и иные непрофессиональные мотивы не должны оказывать воздействия на диагностику и лечение.
- Отказ пациента от предлагаемых платных медицинских услуг не может быть причиной ухудшения качества и доступности, уменьшения видов и объемов медицинской помощи, предоставляемых ему бесплатно в рамках государственных гарантий, установленных законодательством Республики Казахстан.
- Подарки от пациентов и пациентам крайне нежелательны, поскольку могут создать впечатление у пациентов, не дарящих и не получающих подарков, что им оказывают меньшую заботу. Подарки не должны вручаться или приниматься в обмен за услуги. Получение подарков в виде наличных денег или ценных подарков запрещается.
- Использовать свою выборную, административную или другую служебную должность для необоснованного увеличения количества пациентов собственной врачебной практики или возглавляемого им заведения здравоохранения.
4. Медицинский работник (сотрудник) и пациент
Уважение чести и достоинства пациента. Медицинский работник должен уважать честь и достоинство пациента, его право на невмешательство в личную жизнь, проявлять внимательное и терпеливое отношение к нему и его близким, относиться к нему доброжелательно, с пониманием воспринимать обеспокоенность родных и близких состоянием больного, но в то же время он не должен без достаточных на то профессиональных причин вмешиваться в частные дела пациента и членов его семьи.
5. Взаимоотношения медицинских работников (сотрудников)
5.1 Взаимоотношения между медицинскими работниками должны строиться на взаимном уважении, доверии и отличаться соблюдением интересов пациента.
5.2 Врач обязан охранять честь и благородные традиции медицинского содружества, с уважением и доброжелательностью относиться к коллегам. Во взаимоотношениях с коллегами медицинский работник должен быть честен, справедлив, доброжелателен, порядочен, должен с уважением относиться к их знаниям и опыту, а также быть готовым бескорыстно передать им свой опыт и знания.
5.3 Критика в адрес коллеги должна быть аргументированной и не оскорбительной. Критике подлежат профессиональные действия, но не личность коллег. Недопустимы попытки укрепить собственный авторитет путем дискредитации коллег. Медицинский работник не имеет права допускать негативные высказывания о своих коллегах и их работе в присутствии пациентов и их родственников.
6. Врачебная тайна
Каждый пациент имеет право на сохранение личной тайны, и врач, равно как и другие лица, участвующие в оказании медицинской помощи, обязан сохранять врачебную тайну даже после смерти пациента, как и сам факт обращения за медицинской помощью, если больной не распорядился иначе. Тайна распространяется на все сведения, полученные в процессе обращения и лечения больного (диагноз, методы лечения, прогноз и др).
7. Уважение к профессии врача
7.1 Принцип уважения к своей профессии должен быть выдержанным во всех сферах деятельности врача: профессиональной, общественной, публицистической и т.д.
7.2 Каждый медицинский работник должен воздерживаться от любых действий или высказываний, подрывающих уважение к медицинской специальности. Своей деятельностью он должен способствовать сохранению и повышению престижности профессии, к которой принадлежит, а также действенности этого Кодекса.
7.3 В течение всей жизни медицинский работник обязан хранить уважение и чувство благодарности к тем, кто учил его искусству диагностики и лечения, кто научил его искусству врачевания.
8. Заключительные положения Кодекса
- Настоящий Кодекс имеет обязательную силу для всех работников
- Положения Кодекса необходимо выполнять врачам, административному персоналу и научным работникам, имеющим непосредственное отношение к лечебно-профилактической и научной деятельности в отрасли здравоохранения.
- В случае нарушения Кодекса, к ним могут быть применены санкции со стороны этической комиссии (комитета) медицинской организации. Степень ответственности за нарушение профессиональной (корпоративной) этики определяется этической комиссией (комитетом).
- Крайней формой общественного осуждения нарушения профессиональных и общечеловеческих морально-этических принципов является исключение врача или научного работника из профессиональной ассоциации, членом которой он является.
- Этическая комиссия при имеет право, в случае необходимости, отстаивать и защищать в средствах массовой информации, в общественной жизни и в суде честь и достоинство врача с его согласия, если его профессиональные действия отвечают Этическому кодексу.
9. Использованные источники:
- Гражданский Кодекс Республики Казахстан, от 05.07.2006 года.
- Кодекс Республики Казахстан №360–IV, от 07.08.2020 года «О здоровье народа и системе здравоохранения»
- «Кодекс Чести государственных служащих Республики Казахстан» (Правила служебной этики государственных служащих).
- Всеобщая декларация прав человека, принята и провозглашена Резолюцией Генеральной Ассамблеи, от 10.12.1948 года
- Международный кодекс врачебной этики, Хельсински.
- Современная международная клятва врачей – Женевская Декларация
- Международный кодекс медицинской этики, Принят 3 Генеральной Ассамблеей Всемирной Медицинской Ассоциации, Лондон, Великобритания, октябрь 1949 г., дополнен 22-ой Всемирной Медицинской Ассамблеей, Сидней, Австралия, август 1968 г. и 35-ой Всемирной Медицинской Ассамблеей, Венеция, Италия, октябрь 1983 года.
- Указ Президента РК №922, от 01.02.2010 года «О Стратегическом плане развития РК до 2020 года»